Восточное действо на Большой Никитской

04.04.2009

Толиб Шахиди – один из немногих современных композиторов, умеющий говорить со слушателями на понятном каждому языке. Его музыка, точно роскошный персидский ковер, рождена многоцветьем благородного узора, в котором можно отыскать самые разные ассоциации – от простых до суперсложных. Такими оказались и камерные сочинения Шахиди, прозвучавшие на его авторском концерте 31 октября 2008 года в Малом зале Московской консерватории.

Программу, собравшую опусы последних лет, открывали фортепианные композиции: соната № 2, посвященная С.Прокофьеву, и два этюда-картины – «Суфий и Будда» и «Игра в нарды». Пианистка Екатерина Мечетина (поистине топ-звезда нового поколения) сумела передать и переклички с токкатностью Прокофьева, и краски философского диалога двух мудрецов, и азарт игры.

В этот вечер Шахиди представлял публике несколько мемориальных произведений. Кроме уже упомянутой фортепианной сонаты, связанной с именем Прокофьева, звучало виолончельное Аdagio, написанное в память о консерваторском профессоре автора - великом Араме Хачатуряне. (Его проникновенно исполнил народный артист России Игорь Гаврыш).

По-восточному нарядные хоровые ретро-миниатюры композитор посвятил памяти отца – основоположника таджикской классики Зиядулло Шахиди. Концертный хор МПГУ под руководством Александра Соловьева спел их так заразительно ярко, что последнюю пьесу пришлось даже бисировать.

Толиб Шахиди тонко чувствует тембры и возможности разных инструментов, что он и продемонстрировал в двух новинках. Сюите для трех флейт «Разговор птиц» – сочинение, в первую очередь, изобразительное. Но сколько в нем тонкости и изящества! И ансамбль «Сиринкс» достаточно умело справились с этим филигранным опусом.

Совершенно иных красок потребовала фантазия для кларнета и фортепиано «Притчи о скрытом смысле» Дж. Руми. Она отсылала слушателей к творениям величайшего восточного философа XII века Дж. Руми, где все полно глубокого смысла, и за внешней простотой сюжетов кроется высочайшая духовность. Шахиди, используя уникальные звуковые свойства кларнета, воссоздал систему древних символов, в которую вдохновенно включились кларнетист Игорь Федоров и пианистка Екатерина Мечетина. Их впечатляющая трактовка с тончайшей сменой нюансов и настроений сделала «Притчи о скрытом смысле» кульминацией вечера.

Подарком для публики стала мировая премьера концертного произведения «Аllegro на 5». Флейты и том-томы, кларнет, маримба и, фортепиано сплетали сложный восточный узор, соединяя в гармонии красочные тембры и прихотливый ритм. Автор сам вышел на сцену в качестве дирижера и объединил музыкантов в удивительном по энергетике, почти ритуальном действе.

О.Федорова, музыкальный обозреватель, член Союза журналистов

Все материалы раздела «News»


Quotes
  • «In Tolib Shakhidi's music there is a voice of a spiritually rich man, a highly sensitive philosopher, who responds to everything that takes place in the world»

    Galina Kuznecova
    Doctor of Art

  • «Tolib Shakhidi's 3rd piano concert is undoubtedly a brilliant achievement by the composer. This music was written on impulse and is listened to with great interest. I think that this music will be performed everywhere and could become an event at any international festival.»

    Alexander Tchaikovsky
    Professor of the Moscow State Conservatory


© Empire Of Music Management: +7495-774-2471